Оренбургский локомотиворемонтный завод

МЕНЮ РАЗДЕЛА
ФИЛИАЛЫ
АО ЖЕЛДОРРЕММАШ
Мы помним! Оренбургский локомотиворемонтный завод

Завод в первый год Великой Отечественной войны

С началом войны по повесткам и добровольцами на фронт ушли сотни заводчан. Но завод, будучи лидером оренбургской промышленности, свою работу не прекратил. Места мужей и отцов занимали их жёны и дети-подростки, ветераны завода… Каждый из них вносил свой посильный вклад в общее дело.

На Чкаловском паровозовагоноремонтном заводе (так в те годы называлось предприятие) организован полк трудового ополчения, который состоял из трёх батальонов и отдельных специализированных команд, в них входили и женщины. Занятия по изучению военного дела проходили по вечерам на площади перед проходной завода (в недалеком прошлом заводской стадион). В первые дни войны создан заводской фонд на строительство танковой колонны и боевых самолетов. По инициативе заводского комитета ВЛКСМ молодые рабочие из своего заработка жертвовали деньги на постройку катеров «Морской охотник». Для подшефного госпиталя коллектив предприятия собирал подарки.

Производственные показатели первых военных месяцев снизились, но были и примеры ударного труда: на 114% справился с июльским планом вагонотоварный цех, токари механического цеха Студенников, Мальцев, Яковлевы выполняли нормативные задания на 200–300%.

На территории ПВРЗ размещалось оборудование эвакуированных с запада страны предприятий: Ленинградского 174-го танкового, Великолукского паровозоремонтного и Ворошиловградского паровозостроительного заводов. В декабре 1941 года начинается сборка танков Т-50: корпуса и башни поставляются из Саратова, моторы — с Челябинского тракторного завода, радиаторы — из Троицка. Однако, до выпуска танков Т-50 на Чкаловском ПВРЗ, дело не дошло. В марте 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение об отправке 174-го танкового завода из Чкалова в Омск, отдельных его производств — в Нижний Тагил и Барнаул.

На заводе заработали спеццеха, сформированные из части подразделений эвакуированных заводов, перепрофилированных на выпуск снарядов для миномётов БМ 13 «Катюша», ОС-122, М-8 и другой военной продукции. В первое время выпускали по 20–25 снарядов в две смены. Вскоре их выпуск довели до ­100–120 штук в сутки. Нехватку рабочих рук компенсировали подростки. Некоторым из них приходилось у станков ставить своеобразные подставки-стропила. Работали по 12 часов на своём рабочем месте и ещё по 2–3 часа на упаковке и отправке готовых снарядов на фронт. Снаряды упаковывались по два в тяжёлые деревянные ящики. Подъём и спуск снарядов производили специальным краном, который часто выходил из строя. Тогда ящики носили вручную по два человека. Не менее тяжёлой была и погрузка ящиков в вагоны. Несмотря на то, что рабочих спеццехов кормили, в их тарелках было больше водички, чем лапши или пшена. На второе подавали неизменный омлет из яичного порошка. Праздником была простая каша. Многие несли свой обед домой старым родителям или детям. Берегли как зеницу ока хлебные карточки, на которые выдавали по 600–800 граммов хлеба. Случалось, эти карточки теряли, тогда на помощь приходили все, делились последним кусочком.

Несмотря на огромные трудности, Чкаловский паровозованогоремонтный завод успешно решал поставленные перед ним задачи, за военные годы вдвое увеличив выпуск своей продукции, чем внес ощутимый вклад в поддержку Советской армии и фронта.

КОНТАКТЫ

127018, Россия, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 5, стр. 8
+7 (499) 262-8828
www.ao-zdrm.ru
E-mail: info@ao-zdrm.ru